Кишинев и Тирасполь разошлись в оценке молдавского закона о сепаратизме
Москва. 17 февраля. — Вице-премьер Молдавии по реинтеграции Олег Серебрян и министр иностранных дел непризнанной ПМР Виталий Игнатьев на переговорах в формате «1+1» в офисе постоянной миссии ОБСЕ в Тирасполе разошлись во мнении относительно введенного в законодательство Молдавии наказания за сепаратизм.
«Такой закон есть во многих странах Совета Европы и странах СНГ, в том числе в Российской Федерации. Я не понимаю почему такой закон — нормальное явление для России, Латвии, Норвегии или Грузии, а у нас его не должно быть? Сегодня я еще раз подчеркнул и нашим коллегам из ОБСЕ, что с нашей точки зрения закон не является препятствием для переговорного процесса. Я надеюсь, что наша следующая встреча в Кишиневе пройдет в нормальной обстановке», — сказал Серебрян журналистам.
Он подчеркнул, что закон не создаст угроз ни для приднестровских журналистов, ни для жителей региона.
Игнатьев назвал аргументацию Кишинева «крайне неубедительной».
«Представитель Кишинева так и не смог ответить на наши вопросы. Следующая встреча должна состояться в Кишиневе. Кто даст гарантии, что ни меня, ни представителя переговорной команды не задержат? Я спросил, дает ли такие гарантии политпредставитель Молдовы. Он сказал, что таких гарантий дать не может. ОБСЕ тоже не может ничего гарантировать», — сказал Игнатьев.
Он считает «проблему очень острой», и говорит, что она требует рассмотрения на политическом уровне, чтобы не допустить «катастрофы, нарушений прав и интересов приднестровских граждан».
Серебрян после состоявшегося раунда переговоров с Игнатьевым позднее заявил, что нынешний региональный контекст не позволяет возобновить переговоры по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также Европейский союз и США — в качестве наблюдателей). Игнатьев со своей стороны сообщил, что предложил начать хотя бы «неформальные консультации» в таком формате.
Бюро по реинтеграции при правительстве Молдавии сообщило после встречи, что Серебрян также опроверг утверждения об экономической блокаде Приднестровья.
«В ответ на многочисленные обвинения Тирасполя в якобы экономической блокаде приднестровского региона, представитель Кишинева подчеркнул, что, несмотря на сложный региональный контекст, предприятия приднестровского региона работали нормально, и их торговые отношения не пострадали. В то же время он отрицал, что переговорный процесс зашел в тупик, упомянув несколько соглашений по экономическим вопросам, которые были достигнуты в 2022 году», — заявили в Бюро.
Кроме того, Серебрян поднял вопрос о соблюдении прав человека в Приднестровье, указав, что «после реализации Тирасполем так называемой «антиэкстремистской» стратегии участились случаи преследования, запугивания, задержания и незаконного лишения свободы некоторых граждан».
Говоря о поправках в Уголовный кодекс Молдавии, касающихся наказания за сепаратизм, Серебрян подчеркнул, что «эти положения не станут препятствием для дальнейшего взаимодействия в текущих форматах переговоров по приднестровскому урегулированию». «Эти поправки регламентируют способы реагирования на потенциальные риски для безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны», — сказал он.
В начале февраля парламент Молдавии принял во втором чтении поправки в Уголовный кодекс, предполагающие наказание за «сепаратизм», «заговор против Молдавии» и другие подобные преступления. УК дополняется такими понятиями, как «сепаратизм», «антиконституционный субъект», «незаконная информационная структура», «серьезная угроза в адрес безопасности Республики Молдова», «несанкционированный сбор информации».
Приднестровье расценило включение в законодательство Молдавии наказания за сепаратизм как «акт агрессии», заявив, что принятые поправки «ставят под вопросом дальнейшие переговоры с Кишиневом».
Поправки в УК были приняты парламентом в окончательном чтении, но пока не промульгированы президентом и не вступили в силу.