ЕС включил РФ в список не сотрудничающих налоговых юрисдикций
Это чревато последствиями для бизнеса
Москва. 14 февраля. — Евросоюз обновил список юрисдикций, не сотрудничающих в налоговых вопросах, добавив в него Россию, Британские Виргинские острова, Маршалловы острова и Коста-Рику, говорится в сообщении Совета ЕС.
«Совет сожалеет, что эти юрисдикции не сотрудничают по налоговым вопросам, и призывает их укрепить свою правовую базу для решения обозначенных проблем», — сказано в релизе.
Теперь в этом перечне 16 позиций, главным образом – классические офшоры (Багамские острова, Панама, Тринидад и Тобаго, Вануату и др.). Несколько стран покинули список: Северная Македония, Барбадос, Ямайка и Уругвай, а также Гонконг, Малайзия и Катар получили отсрочки для устранения недостатков.
Претензии к России связаны с принятыми в прошлом году поправками в законодательство, регулирующее режим специальных административных районов (их в России два – в Приморье и в Калининградской области), говорится в сообщении. Кроме того, Совет ЕС отмечает, что диалог с Россией по вопросам налогового законодательства «зашел в тупик» на фоне ситуации на Украине.
Впервые список был составлен в декабре 2017 года. Следующий его пересмотр намечен на октябрь 2023 года. Россия попала в предварительный перечень стран, которые не полностью соответствуют международным налоговым стандартам (Annex II), год назад – 24 февраля 2022 года, теперь же она переместилась в «черный список» (Annex I).
Последствия
Нахождение в «черном списке» лишит российские компании возможности претендовать на некоторые налоговые льготы в ЕС, констатирует партнер Kept Александр Токарев.
«Я имею в виду льготы по налогу на доходы у источника выплаты в отношении доходов, выплачиваемых европейскими компаниями в пользу российских компаний. Например, теперь дивиденды и проценты, выплачиваемые из Кипра в РФ, будут облагаться налогом на Кипре. Также столкнутся с проблемами и сами европейские компании, которые будут осуществлять выплаты в РФ или получать доходы от российских компаний. Такие выплаты могут не вычитаться для целей налога на прибыль, а в отношении доходов могут не применяться местные освобождения (например, в отношении дивидендов или доходов от реализации акций/долей в российских дочерних компаниях)», — отметил он.
«На практике внесение в список означает, что всем странам ЕС необходимо будет выбрать и применять в отношении России одну или более защитную налоговую меру. Такие меры включают применение налога у источника на выплаты в Россию, правил КИК в отношении российских компаний, отмену правил освобождения участия в отношении российских дивидендов или отказ в вычете расходов из России. Есть также ряд административных мер, которые могут быть использованы», — говорит партнер Б1 Марина Белякова.
Кроме того, странам ЕС придется принимать как минимум одну из трех административных ограничительных мер. «К ним относятся: повышенный контроль за операциями таких лиц из «черного списка», повышенный риск дополнительных проверок в отношении выгодоприобретателей компаний из таких юрисдикций, повышенный риск проверок для лиц, вовлеченных в деятельность компаний из таких юрисдикций», — рассказывает ведущий юрист юркомпании «Пепеляев групп» Андрей Кириллов.
Претензии к режиму САР с учетом его балансировки в начале 2022 года не очевидны, отмечает она.
Внесение РФ в список делает еще менее эффективным наличие европейских компаний в структурах российского бизнеса, констатирует Белякова. «Если в прошлом году речь шла о сложностях в работе с банками и провайдерами, то теперь также следует ожидать дополнительных налоговых затрат. Поэтому перевод компаний из ЕС в дружественные юрисдикции или Россию (САР) становится все более актуальным, тем более что это также может решить задачу получения доходов из России», — заключила она.
Были основания полагать, что прошлогодние поправки в НК РФ, ужесточившие использование льгот международных холдинговыми компаниями, послужат поводом для невключения России в «черный список», или, по крайней мере, его отсрочки, отмечает Токарев из Kept. «Однако, видимо, так сложились текущие обстоятельства. Взаимодействие между российскими и европейскими налоговыми органами во многих случаях поставлено сейчас на паузу», — сказал он.
По словам Кириллова из «Пепеляев групп», включение России в список является ожидаемым продолжением политики «санкционного давления» на РФ со стороны недружественных государств Европейского Союза. «Поэтому очевидна связь между улучшением условий деятельности в САР с продолжающимся ужесточением санкций в отношении России и российского бизнеса, что заставляет всё большее количество осуществлять редомициляцию в САР», — считает он.
Страны из списка не вправе претендовать на определенный ряд льгот, например, на пониженную ставку налога у источника при выплатах из европейской дочерней компании в пользу материнской компании в РФ, но на фоне текущих санкций ЕС и условий работы банков такие выплаты и так если не невозможны, то затруднительны, говорит старший юрист BGP Litigation Екатерина Ардашева.
«Кроме того, с учетом условий большинства договоров об избежании двойного налогообложения, крайне редко российская компания является материнской по отношению к европейской, чаще бывает наоборот. И именно поэтому данное условие скорее отрицательно скажется на европейском бизнесе, чем на российском», — считает она.